ФЭНДОМ

Car tires

Пневматическая шина

Шаблон:Другое значение

Автомобильная шина — один из наиболее важных элементов, представляющий собой упругую оболочку, расположенную на ободе колеса. Шина предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых несовершенством дорожного покрытия, реализации и восприятия сил, возникающих в пятне контакта и обеспечения высокого коэффициента сцепления.

Конструкция Править

Основными материалами для производства шин являются резина, которая обычно изготавливается из натурального или искуственного каучука и ткань — корд (может быть выполнен в виде металлических, либо нейлоновых нитей).

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.

Tire

Структура шины: 1- протектор; 2- плечевая часть; 3- каркас; 4- боковая часть; 5- брекер; 6- дополнительная вставка в плечевой зоне(зелен.цв.); 7- бортовое кольцо; 8- бортовая часть

Каркас состоит из прорезиненных нитей корда. В зависимости от расположения нитей корда в каркасе различают шины:

  • радиальные
  • диагональные

В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса(как на схеме, позиция № 3). В диагональных шинах нити корда расположены под углом к радиусу колеса, нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины конструктивно более жесткие, вследствие чего обладают большим ресурсом, обладают стабильностью формы пятна контакта, меньшим сопротивлением качению, меньшим расходом топлива, большим ресурсом. В связи с этим, в настоящее время, радиальные шины для легковых автомобилей практически полностью вытеснили диагональные.

Брекер находится между каркасом и протектором. Предназначен для предохранения каркаса от разрушения. Состоит из нескольких слоев корда (обычно металлокорд).

Протектор необходим для реализации коэффициента сцепления шин с дорогой, а также для предохранения каркаса от повреждений. Протектор обладает определенным рисунком, который, в зависимости от назначения шины различается. Но, всеже, главная задача протектора шины — обеспечить надежный контакт колеса с дорогой в неблагоприятных условиях, таких как дождь, грязь, снег и т.д, путем их удаления из пятна контакта по точно спроектированным канавкам и желобкам рисунка. Но эффективно удалять воду из пятна контакта протектор в силах лишь до определенной скорости, выше которой жидкость физически не сможет полностью удаляться из пятна контакта, и автомобиль потеряет сцепление с дорожным покрытием, а следовательно и управление. Этот эффект носит название аквапланирование. На сухих же дорогах протектор снижает коэффициент сцепления из-за меньшей площади пятна контакта, по сравнению с резиной без протектора (slick tire). Именно поэтому на гоночных автомобилях в сухую погоду используются шины с гладким протектором, либо без протектора. Во многих странах существуют законы, регулирующие минимальную высоту протектора на дорожных транспортных средствах, и многие дорожные шины имеют встроенные индикаторы износа.

Борт позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса. Для этого он имеет бортовые кольца и изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резиной.

Боковая часть предохраняет шину от боковых повреждений.

Бескамерные(tubeless) шины наиболее распространены благодаря своей надежности, меньшей массе и удобству эксплуатации.

Маркировка Править

РазмерностьПравить

  205/55 R16 91v

  • 205 — ширина профиля, мм
  • 55 — отношение высоты профиля к ширине, %
  • R — шина имеет каркас радиального типа (если буквы нет — шина диагонального типа).
  • 16 — посадочный диаметр шины (соответствует диаметру обода диска), дюйм
  • 91 — индекс нагрузки (на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана нагрузка в кг — Max load)
  • V — индекс скорости (определяется по таблице)
Индекс скорости Допустимая скорость, км/ч
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
ZR более 240

  • Максимально допустимое давление (MAX PRESSURE).

Давление воздуха в шинах существенно влияет на поведение автомобиля на дороге, безопасность на высоких скоростях, а также на износ протектора.

Назначение для определенных условий эксплуатацииПравить

  • Winter — зимние шины.
  • Aqua, Rain и т. д. — высокоэффективны на мокрой дороге.
  • AS (all seasons) — всесезонные шины.
  • M+S (Mud+Snow) — буквально — «грязь+снег» — пригодны для движения по грязи и снегу.

Цветная маркировкаПравить

TiresColorDots

Цветные точки на шинах

Цветные точки ставяться на шинах производителями для облегчения процедуры балансировки колеса.

Красная точка/Красный треугольник

Указывает на точку максимума отклонения радиальной силы (RFV), самое жесткое место стенки боковины шины. Эта точка должна быть совмещена с отметкой L (т.е. низшей отметкой) на легкосплавном колесе при монтаже.

Проверять износ протектора следует в месте с красной точкой.

Белая точка/Белый треугольник

В случае с некоторыми шинами первой комплектации, эта белая маркировка указывает на точку минимума отклонения радиальной силы (RFV), самое гибкое место стенки боковины шины. В этом случае, белая маркировка должна быть совмещена с «верхней» отметкой на колесе, или на 180° от отметки L.

Желтая точка /Желтый треугольник

Если нет различимой маркировки L, или в случае монтажа на стальные диски, шину следует монтировать так, чтобы желтая маркировка совмещалась с золотником колеса. Эта желтая маркировка обозначает самую легкую точку шины, определенную путем статической балансировки.

Тенденции в шинной индустрии Править

В последнее время наметились все бо́льшие тенденции, направленные на уменьшение высоты профиля шины. Снижение отношения высоты профиля к ширине профиля, при неизменной ширине шины, позволяет ставить колесные диски бо́льшего диаметра без изменения общей высоты колеса. Это делает возможным установку тормозных механизмов бо́льшего диаметра, что необходимо в свете роста мощностей моторов и скоростей авто. Также уменьшается деформация боковых стенок шины — это улучшает реакции шины на действия рулем, и снижает нагрев шины, но, с другой стороны, ухудшает комфортабельность движения, а форма пятна контакта становится короче и шире.
MichelinPAX

шина Michelin PAX

Снижение сопротивления качению шины также является одним из приоритетнейших направлений в развитии шинной промышленности. Снижение сопротивления позволяет повышать экономичность движения автомобиля, за счет более совершенных материалов, применяемых в протекторе, которые поглощают меньше энергии при растяжении и сжатии. Больших успехов достигла компания Michelin, разработанные ею опытные образцы покрышек Proxima позволяют снизить вес на 20 %, а сопротивление качению на 25 % — до 6.5 кг/т по сравнению с покрышками серии Energy, обладающими сопротивлением в 9 кг/т. Для справки — шины выпущенные в 1897 году имели сопротивление качению в 25 кг/т.

Возможность нести вес автомобиля в случае потери воздуха опреленное количество километров, без вреда для колесных дисков - важное достижение шинников за последнее время. Такие шины обычно носят название «run flat». К реализации идеи создания шины не боящейся прокола компании подошли по разному. Например Goodyear используют в своих шинах EMT (Extended Mobility Tire) специальные вставки в плечевой зоне, которые не позволяют шинам полностью складываться. Michelin в шинах PAX используют нестандартный обод, с жестким кольцом, на которое в случае потери давления и опирается автомобиль.

Производители Править

Мир Править

Бывший СССР Править

Россия Править

См. также Править

Тесты, обзоры

Литература Править

  • "Основы конструкции автомобиля", Иванов А.М., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. и др. Учебник для ВУЗов. — М.: ООО «За рулем», 2005. ISBN 5-9698-0003-1
  • "Modern car technology : Jeff Daniels looks under the skin of today's cars", Jeff Daniels - Sparkford, UK : Haynes, 2001. ISBN 1-85960-811-6

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики