ФЭНДОМ

Docatka

Докатка в багажнике

Некоторые модели современных автомобилей комплектуются не полноценным запасным колесом, а докаткой. Тому есть свои причины — особенности компоновки, желание увеличить багажник, отсутствие необходимости в запаске на европейских автобанах и т.д.

Важно помнить, что докатка — это не полноценное колесо. Диаметр меньше, давление больше.

Поэтому возникают следующие проблемы:

  1. Снижение площади пятна контакта с дорогой. Это чревато резким ухудшением управляемости и заметным увеличением тормозного пути.
  2. Увеличение разницы угловых скоростей колёс на той оси, где установлена докатка. В результате на дифференциал ложится повышенная нагрузка.
  3. Сбой в электронных системах стабилизации — ESP, ABS и т.д. В случае применения докатки электронные системы воспринимают уменьшение диаметра как проскальзывание.
  4. Гораздо больший риск повреждения, чем у полноценного колеса. При большом давлении и небольшой ширине докатки это очевидно.
  5. Все эти проблемы усугубляются по мере роста разницы в диаметре между докаткой и другими колёсами.

Если докатка не намного меньше других колёс, то очевидно, что можно пренебречь разницей угловых скоростей и не опасаться за дифференциал. Кроме того, в этой ситуации электронные системы чаще всего продолжают успешно работать, улучшая поведение автомобиля с докаткой при торможении и в поворотах.

Если же разница больше (например 14” докатка и 17” колёса), то электронные системы необходимо обязательно отключить. Если этого не сделать, то стоит ожидать постоянной блокировки колёс на той оси, где установлена докатка.

Впрочем, даже если разница в диаметрах небольшая, не стоит думать, что на докатке можно двигаться в обычном режиме. Во-первых, глубина протектора докатки рассчитана всего на 2000—5000 километров пробега. Во-вторых, скорость авто с докаткой более 80 км/час опасна в любом случае. В-третьих, увеличивается тормозной путь. В-четвёртых, поведение автомобиля в поворотах может стать непредсказуемым.

Для того, чтобы максимально снизить эти негативные эффекты, стоит устанавливать докатку на заднюю ось. Особенно, если разница диаметров большая. В этом случае тормозной путь (по крайней мере на асфальте) останется в пределах ожиданий.

Если автомобиль переднеприводный, то и опасность сноса уменьшится. Кроме того, в случае переднего привода можно не опасаться и за дифференциал.

Если говорить о заднеприводных автомобилях, то здесь акценты несколько смещаются. Если важно сохранение тормозного пути, то стоит следовать вышеприведённым рекомендациям. Если же дело происходит зимой, а на автомобиле установлены зимние шины, при этом под колёсами — лёд, то для водителя будет проще, если докатка будет впереди.

Кроме того, зимой лучше двигаться с минимальной скоростью, не выключая системы стабилизации, несмотря на их неадекватную работу.